игры со льдом

Игры со льдом

Лёд — потрясающий материал для игр с ребёнком. С ним можно придумать массу увлекательных, познавательных и очень весёлых занятий. В этой статье покажу как играем со льдом мы:

1. Однажды мы сделали постановку сказки «Заюшкина избушка» с самой настоящей ледяной избой

Я показывала её в отдельной статье тут.

ледяная сказка

2.Отличная игра — поиск замороженных предметов в толще льда))

У Алисы  такая игра в почёте, она любит растапливать лёд, поливая его тёпленькой водичкой, посыпая солью. Вот мы спасали морских животных, которые угодили в жуткую переделку — настали лютые холода и вся вода в море замёрзла.

Это четвёртая тарелка за вечер, последняя из припасённых мной. После того, как и она была растоплена, Алиса сказала, что нужно это опять заморозить прямо так в подносе. На следующий день была готова новая игра))

Игры со льдом - большой набор

Я часто замораживаю Алисе игрушки и эта игра неизменно пользуется популярностью. Желательно менять игрушки и придумывать какую-нибудь новую историю. Можно, кстати, менять не только набор игрушек и историю, но и лёд. Например, если замораживать кипячёную остуженную воду, то лёд будет прозрачным, а если воду из-под крана, то он будет белым с заметной текстурой внутри. Можно добавлять красители, краску, блёстки, ароматизаторы, тут уж всё ограничивается только вашей фантазией.

Хорошо для заморозки выбирать игрушки разного веса, тогда они замёрзнут не только на дне, а распределятся по всей льдине. Если игрушки тяжёлые, то лучше замораживать их слоями. В наших тарелочках 3 слоя.

3. Ещё можно замораживать цветы, ягоды, листья и другие природные материалы

Очень приятно зимой достать такой «привет» из лета, разморозить, посмотреть, понюхать.

игра со льдом-замороженные ягоды

4. Рисование по льду

Занимательный, надо сказать, процесс. Здесь тоже множество вариантов. Но всегда неизменно мы используем соль и акварель. Соль разъедает причудливые бороздки и краска проникает внутрь льдины, можно смешивать цвета, смывать и снова смешивать уже другие. Интересно показать текстуру материала. Там, где соль не сыпали, льдинка гладкая, скользкая, краска практически не задерживается на ней. А где добавили соль,там шершавая поверхность, краска в ней задерживается, даже проходит внутрь. Акварель в этом процессе мне кажется лучшим выбором, она прозрачная, лёгкая. Гуашь на мой вкус слишком плотная и насыщенная, не подходит. Получается слишком ярко, скорее даже грязновато, всю идею кристальности и глубины портит.

Как-то мы использовали для рисования льдинки с замороженными растениями и рисовали поверх них.

 

 

В другой раз просто брали большой кусок льда и творили на нём.

Однажды я делала ледяную лампу (о ней позже расскажу) и забыла про неё. Весь шар промёрз и мы пустили его под раскраску. Обратите внимание, что тут заморожена некипячёная вода, поэтому лёд непрозрачный, матовый.

И ещё:

IMG_2197

5. Рисовать можно не только по льду, но и самим льдом

Это чудесный процесс, я и сама его обожаю. Здесь очень наглядно можно показывать что даёт смешение цветов. Для такого занятия я замораживаю льдинки, подкрашенные пищевыми красителями, часто добавляю туда блёстки. В качестве формочек использую и обычные покупные формы для льда (у нас в форме бабочек), и подложки из конфетных коробок, и самое удобное — детали от сортеров (у них разные формы, размеры, их можно брать по отдельности). Сами сортеры по назначению мы использовали редко, не увлекали они Алису, вообщем-то она могла их собрать, но обычно не хотела. Но благодаря родственникам и знакомым сортеров у нас накопилось аж 5 штук. Вот теперь используем их для разных нужд. Тоже полезная оказалась вещь))

Обычно я даю Алисе небольшую тарелочку с тёплой водой, она окунает туда формочку и льдинки легко достаются, потом берём бумагу (лучше плотную, для акварели) и дальше полёт фантазии!

 

 

Можно использовать обычные льдинки, а можно дополнить их зубочистками, тогда рисовать будет ещё удобнее и можно делать это дольше, ведь руки не будут мёрзнуть. Чтобы заморозить льдинки с зубочистками посередине, нужно заполнить формы водой, накрыть их кусочками картона (я использую гофрокартон от коробок) размера чуть больше, чем сама формочка и в середину вставить зубочистку. Желательно чтобы зубочистка доставала до дна, а картон не касался воды. Когда лёд заморожен, картонка снимается, а зубочистка остаётся на нужном месте.

Игры со льдом-рисование льдом

Все работы у нас дома вывешиваются, хотя бы по одной с мероприятия, ну конечно если это не 4 склеенных ватмана или не 2-метровый рулон бумаги. Алисе это нравится и мне тоже нравится, часто это абстракции и правда бывает красиво. Алиса в них видит смысл, иногда она рассказывает про что они, иногда просто помнит как мы это делали. Поэтому редко мы как-то дорабатываем уже готовые рисунки, но иногда случается. Вот, например, новогодняя открытка в подарок родственникам, потому что дарить абстракции не всегда подходящий вариант, а дарить ребёнку обязательно что-то нужно. В основе этой картинки как раз рисунок льдинками, а сверху аппликация. Вырезала конечно я и дорисовывала я, а приклеено всё Алисой.

Игры со льдом-результат

6. Ледяное конструирование

Избушка лисы из первого пункта этого поста является одним из вариантов конструирования. Но мы пробовали и другие.  Смотрите!

 

Для заморозки использовала формы от мороженного, какие-то ещё контейнеры, стаканчики. Красила гуашью. Тут хотелось яркого и насыщенного цвета, поэтому выбрала гуашь.

7. Играя со льдом, можно рассказать ребёнку много интересных вещей (и самим узнать заодно)

Давным-давно Алиса с папой беседовали об айсбергах и использовали простейшее наглядное моделирование (воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним). Заморозили несколько «айсбергов» и пустили их плавать, потом они «доплыли» до тёплых морей и стали неминуемо таять…

blue_12

Это было практически первое осознанное знакомство со льдом. Всегда интересно наблюдать как ребёнок знакомится с чем-то удивительным для него и таким обыденным для нас… Лёд тает, превращается в воду, если заморозить воду, то получится лёд. Вас это удивляет? Нет. А ребёнка удивляет! Этим он прекрасен — он умеет удивляться и радоваться простым вещам. Дождь, снег, лёд, шуршащий пакет…

Позже я рассказала Алисе, что лёд плавает в воде. А вы знаете, что далеко не все твёрдые вещества ведут себя так же, как лёд, то есть плавают в жидкостях, образовавшихся при их плавлении? Если расплавить в банке парафин или воск и бросить в эту жидкость ещё кусочек того же твёрдого вещества, он тотчас же утонет. То же произойдёт и со свинцом, и с оловом, и со многими другими веществами. Оказывается, как правило, твёрдые тела всегда тонут в жидкостях, которые образуются при их плавлении. Обращаясь чаще всего с водой, мы так привыкли к обратному явлению, что нередко забываем это характерное для всех других веществ свойство. Надо помнить, что вода в этом отношении представляет редкое исключение. Только металл висмут и чугун ведут себя так же, как и вода.

Скажу честно, имея серебряную медаль в школе и 2 высших образования, я не знала об этом до 26 лет. Про то, что такие свойства воды исключение, а не правило. Зато оказалось, что я ещё не разучилась удивляться простым вещам!

А теперь вопрос на засыпку для взрослых: а ПОЧЕМУ лёд не тонет? Вы готовы к воспитанию ребёнка? Он скоро обязательно поинтересуется!!! Та-дам! Я честно скажу, что знала это, без конкретных цифр плотности данных веществ, но в целом знала. Про цвет неба я тоже в курсе (знаете этот стандартный «вопрос почему небо голубое»?), но знаю что очень на многие разумные вопросы ответов пока не знаю. Что ж латаю дыры в своём образовании и благодарю дочь за то, что стимулирует к развитию.

Не забудьте рассказать про ледоколы, про айсберги (о том, что над водой только верхушка айсберга и это очень опасно для кораблей), можно фото показать:

Лед

Можно рассказать как северные народы строят жилища из ледяных глыб (об этом есть в книге Дома мира), как получаются сосульки, а ещё обязательно про снежинки. Вы знаете, что снежинки имеют 6 основных лучиков? Говорите про Арктику, Антарктиду. Не бойтесь, что рано, по ребёнку всегда понятно хочет он это знать или нет. Если ребёнок убегает, не слушает, то вернитесь к этому позже, а если его это уже интересует, то не лишайте его информации. При интересной подаче ребёнку интересно всё, а ещё иногда совершенно поразительно то, как откладывается информация у детей. Иногда скажешь что-то между делом, а ребёнок может спустя время это воспроизвести. Иногда, правда бывает наоборот, хочешь донести что-то и так и сяк, а толку нет — значит не время или хромает подача.

Это далеко не все игры со льдом, остальные я вынесу отдельным постом.

4 Комментариев к “Игры со льдом

  1. У вас там, где ребёнок рисует по льду, такой большой кусок льда и такая неглубокая тарелка. Вы долго после этого всё убирали?

  2. Мария, нет не долго. Я тоже раньше думала, что достану лёд из холодильника, а он тут же растает. На самом деле нет. На том фото, про которое вы спрашиваете уже конец рисования — прошло минут 15 с того момента, как льдину вытащили из морозилки (дольше ребёнок не будет этим заниматься). А потом мы отнесли всю тарелку в ванную и смыли глыбу из тёплого душа, что само по себе тоже увлекает ребёнка. Приятных вам игр!

  3. Лена, эти игры не в один день были организованны, поэтому место изыскивали, иногда не без труда)) Зимой даже как-то выносила замороженные продукты на балкон на ночь, а в холодильнике морозила лёд для игр. Некоторые льдинки (для рисования например или тарелочка с мелкими игрушками для разморозки) занимают совсем немного. Просто ребёнку все эти игры очень нравятся, я считаю их достойным занятием (интересно, познавательно, весело), а при желании и возможности находятся.

Комментировать

Ваш email не будет опубликован.